С целью проведения экономического анализа уровня затрат предприятия себестоимость продукции классифицируют по определенным признакам.
Это зависит от времени формирования затрат, различают следующие себестоимости:
- плановую, которую определяют перед началом планового периода;
- фактическую или отчетную - определяет фактические затраты на производство и реализацию продукции по данным бухгалтерского учета;
- проектную или прогнозируемую определяют в технико - экономических обоснованиях на будущий период;
- нормативную, которая рассчитывается на основе текущих норм затрат;
- сметную, что характеризует затраты на изделия заказа, или те что исполняются в разовом порядке.
Распределят в зависимости от места формирования: цеховая (сумма расходов в пределах цеха, производственная (затраты на производство продукции в пределах всего предприятия), полная (совокупность производственных и непроизводственных расходов).
По длительности расчетного периода - это такие себестоимости: месячная, квартальная, годовая, а также за ряд лет.
По масштабам объекта различают индивидуальную себестоимость, она характеризует затраты отдельного предприятия на производство и реализацию продукции и отраслевую себестоимость, которая занимает средние издержки в отрасли на производство и реализацию продукции.
Себестоимость реализованной продукции - это себестоимость товарной продукции за исключением повышенных затрат первого года массового производства новых изделий и себестоимость продукции реализованной из остатков прошлого года
Себестоимость валовой продукции включает все виды работ и услуг, выполняет предприятие. Отличие от себестоимости реализованной продукции состоит в том, что в первом случае предприятие может производить продукцию для себя.
Затраты на один рубль реализованной продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель. Его используют для анализа снижения себестоимости, он позволяет характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции.